Паломнический тур по Дагестану

8 дней /7 ночей

1 день.

Встреча туристов и размещение в отеле. Свободное время.

2 день. Чиркей, Буйнакск.

— Завтрак

— Отъезд в Чиркей на зиярат шейха Саида Афанди. 

Саид Афанди Чиркейский — самый известный среди шейхов современного Дагестана, обладающих правом распространять тарикаты «накшбандийа» и «шизалийа», передавать их своим ученикам. По разным оценкам, его мюридами являются от 10 тысяч до 25 тысяч человек. Среди почитателей Саида Ацаева — высокие государственные чиновники и крупные предприниматели. Саид Чиркейский говорил, что между шариатом и тарикатом нет принципиальных различий. Шариат, по образному выражению Саида-афанди, сравним с кораблем, тарикат — с морем, а истина (хакикат) – с жемчужиной, добываемой из моря.

Саид Афанди Чиркейский был убит в 2012 году террористкой-смертницей.

— Отъезд в Буйнакский район

— Обед

Зиярат в Верхнее и Нижнее Казанище.

Шейх Сайфуллахкади Халид Башларов (российский дагестанский общественный и религиозный деятель, муфтий, суфийский шейх Накшбандийского ,Шазалийского и Каридийского тарикатов. Сайфулла-кади оставил многочисленное литературное наследие, которое включает в себя письма и труды по богословию, духовной этике и медицине.

Шейх Хасан-Хельми –Афанди –великий ученый, гуманист, обладатель нравов Пророка (мир ему и благословение), море наук, маяк наставления на путь истины, шейх накшбандийского, шазалийского и кадирийского тарикатов, муджаддид Хасан-Хильми родился в селе Кахиб Кахибского (ныне Шамильского) района Дагестана в 1856 г.

Дибирасул Мухаммад родился в 1885 году в семье Нурмухаммада из селения Асаб. Он был мюридом Хасан-устара, который научил его исламской науке, тарикату и возвысил в ранг муршида тариката. Его называли Ясубом. До того, как стать устазом тариката, в горах, вдали от всех, он соорудил себе жилище для служения Всевышнему.

Великий шейх, алим, кутбу Мухаммад-Ариф- афанди (к. с.), сын Хасана Хильми из Кахиба (к.с.), родился в 1901 году. В начале жизненного пути он прошёл обучение под руководством отца и признанного алима Хумайда-афанди из Андыха. Степени муршида он достиг под опекой шейхов Хумайда-афанди из Андыха, Мухаммада Я ‘суба из Ассаба и Хусенила Мухаммада из Уриба, но скрывал это. Помимо изучения и распространения религиозных знаний, он занимался и народной медициной.

Зиярат Абдурахмана Хаджи из Согратля. Есть в старинном кумыкском селе Казанище святое место, куда отовсюду ходят паломники, чтоб поклониться выдающемуся ученому- арабисту, поэту и просветителю Абдурахману-хаджи из Согратля, одному из славных наших предков. Легенды и предания ходят в народе о шейхе Абдурахмане-хаджи, очень влиятельном мюриде, алиме и святом человеке, у которого было много учеников и последователей, ставших известными во всем Дагестане и за его пределами, а один из его сыновей, Мухаммед-хаджи был провозглашен четвертым имамом Дагестана. Другому его сыну, шейху Ахмеду, люди с великой благодарностью построили зиярат в Закатале.

— Возвращение в город

— Ужин

— Свободное время.

3 день. Ахульго.

— Завтрак

— Отъезд на Ахульго. Ахульго – священное слово для всего Северного Кавказа. Песня и Стон. Гордость и Боль. Слово, обозначающее Свободу, которая стоит того, чтобы пожертвовать ради нее своей жизнью. Ахульго — легенда и быль. Об Ахульго рассказывают маленьким детям и старшеклассникам. Слагают стихи и пишут книги. АхIулгохI — «Зовущая гора». В XIX в. на этом диком, продуваемом всеми ветрами месте был аул, который Шамиль, имам Дагестана и Чечни, превратил в крепость и вместе с верными мюридами отстаивал с 12 июня по 29 августа 1839г. отстаивал от превосходящих сил генерала Граббе.

… Ядром обороны Ахульго были 2,5 тыс. чел. 12 тыс. солдат и 150 орудий атаковали гору. Обстрел продолжался несколько часов. Затем начался штурм. Солдаты пытались взобраться на вершину горы, по отвесным скалам, но их снимали с уступов не только пули, но и камни, летящие сверху. Сбитые солдаты увлекали за собой карабкающихся следом.

Бомбардировки не прекращались ни днем ни ночью. В Ахульго позабыли о мирном сне. Даже дети и женщины не ложились спать. Не жаловались, не стонали раненые. Не вопили над мертвыми родные. Силы были слишком неравные. Но горцы стояли насмерть. Бои шли день за днем. Кончались боеприпасы. Жаркий август с холодными ливнями косил защитников Ахульго, как траву. Не было еды, не хватало воды.

Каждый год Ахульго становится местом зиярата (паломничества) горцев со всего Дагестана.

— Обед

— Отъезд в Хунзахский район.

— Заселение в гостевой домик в Хариколо

Ужин

— Свободное время.

4 день. Хунзах.

— Завтрак

— Обзорная экскурсия по Арани

— Посещение музея Г. Цадаса

— Обед

Зиярат Шейха Абу-Муслима. Шейх Абу-Муслим в пятом веке Хиджры прибыл в Дагестан с семьей из Аравии, занялся в Дагестане обучением религии и распространением шариата и под конец умер в Аварии в центральном селении Хунзах, где его могила стала известным местом. В здании, возведенным над ней, хранятся сабля и халат. Сабля, приписываемая Абу-Муслиму, имеет слегка изогнутое лезвие длиной 90 см и шириной 4 см с канавкой посередине, а также ручку длиной 12 см. На лезвии вырезаны тамга и надпись, по-видимому, не позднее 14 века. Надпись эта читается с трудом по причине потертости, но все же на ней можно, видимо, разобрать следующее: «Сделал медник Мухаммад ал-Езди», то есть из иранского города Езд. Далее в «Хунзах наме» говорится, что после завоевания и исламизации Аваристана шейх Абу-Муслим двинулся на Тушетию, но на подходе к ней заболел, а затем умер и был похоронен в Хунзахе; в одной арабовязычной записи, найденной в сел. Рахата, говорится, что шейх Абу-Муслим был тяжело ранен в сражении, происшедшем около сел. Ансалта (Ботлихский район), и перед смертью завещал похоронить себя в Хунзахе. Известный кавказовед прошлого столетия А. Бакиханов писал, что шейх Абу-Муслим «жил с семейством своим в Дагестане» в 5 веке по хиджре (между 1009 и 1107 годами), в «Хунзахе показывают его могилу под каменным сводом», где «хранятся его сабля и верхняя одежда — халат». В уже упоминавшейся «Истории сел. Аргвани» сказано лишь то, что первый «имам» хунзахцев Абу-Муслим скончался в Хунзахе через тридцать лет после своего появления там. Что же касается «Тарих Дагестан», то в ней написано, что Абу-Муслим был первым «имамом» Хунзаха и там жe пребывал его внук, но где погребен названный шейх не говорится» Итак, наиболее вероятно, что в пределах конца 11 — начала 12 вв, скорее всего в период существования султаната иранских Сельджукидов, еще до разгрома кавказских мусульман Давидом Строителем (1120 – 1124), столица христианского Сарира Хунзах была захвачена пришедшим из Кумуха отрядом мусульман. Во главе его стоял воин и проповедник ислама Абу-Муслим, происходивший, возможно, от тех потомков Абу-Муслима Хорасани, которые осели в Южном Дагестане в 10 веке. Этот Абу-Муслим, ставший первым мусульманским правителем Хунзахского плато, выступал при этом еще и как религиозный вождь — имам. Он скончался на территории Аваристана и был погребен в Хунзахе.

— Зиярат на могилу Имама Гамзата

— Отправление в Гунибский район

— Заселение на базу отдыха «Орлиное гнездо».

Ужин

— Свободное время.

5 день. Гуниб.

Завтрак

-Зиярат, совмещенный с экскурсией Гунибу.

Гуниб – не заштатный городишко, здесь сам император Александр II бывал. Здесь имам Шамиль держал свою последнюю оборону. Здесь была поставлена точка в многолетней Кавказской войне…

Еще несколько витков «серпантина» по узкой дороге и вот они – ворота Шамиля. За ними – Верхний Гуниб, где в ХIX веке располагался легендарный укрепленный аул. Сейчас это мирное высокогорное плато с альпийскими лугами и диковинными реликтовыми березами.

О героических временах напоминает сегодня «беседка Шамиля», возведенная на том месте, где мятежный имам добровольно сдался в плен, дабы прекратить кровопролитие на Кавказе. В центре ротонды – серый валун, тот самый, на котором сидел князь Барятинский в момент переговоров с Шамилем.

Еще один исторический раритет – Царская поляна – легенда гласит, что именно здесь император Александр II сделал остановку на завтрак.

Обед

— Свободное время

— Отъезд в Махачкалу

Поздний ужин.

6 день. Дербент.

Завтрак. Отъезд в Дербент.

— Экскурсия по Крепости

— Прогулка по магалу, с посещением Джума-мечети и Девичей бани.

Крепость Нарын-Кала – главная достопримечательность одного из древнейших городов мира — Дербента. В переводе название крепости означает «Солнечные ворота». Нарын-Кала – это основная часть крепостного комплекса Дербента. Цитадель была возведена на Джалганском хребте ещё в VI ст. Стены и крепость первоначально создавались с оборонительной целью. Проход от Каспия к Кавказу постоянно подвергался нашествиям кочевых племен из степей Юго-Восточной Европы. Надежная и стойкая кладка кирпичных стен крепости за прошедшие тысячелетия смогла выдержать не одно нападение. Крепостные стены в те времена уходили далеко в море, это создавало хорошо защищенную и удобную гавань, а также препятствовало обходу Дербента по мелководью. Далее пешая прогулка по магальной части города с посещением Джума-мечети. Мечеть является одним из уникальных памятников культовой архитектуры, старейшая мечеть в России, которой уже исполнилось 1300 лет.

Девичья баня. Бани играли в мусульманском городе большую роль, как мечети и базары. В баню приходили не только для купания, омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха и дружеской беседы

Обед

— Музей мировых религий

— Заселение в отель «Ассорти»

Ужин

— Свободное время.

7 день. Дербент.

Завтрак

Посещение Кыхляр.

…И пришли воины пророка со священной войной — джихад, неся людям светоч истинной веры. И бились они с кафирами (неверными) шесть дней. Двадцать тысяч кафиров заслужили в этой битве вечное проклятие, и их души перенеслись прямо в середину джахандама (ада). А сорок воинов-мусульман пали за веру пророка и, испив шербет блаженной смерти, стали шахидами (святыми мучениками, павшими за веру). И похоронены они на кладбище Кырхлар.

Кырхляр (тюрк. «сорок») — место захоронения сорока «мучеников за веру» (шахидов) во главе с Салманом бен Рабиа, одно из древнейших и почитаемых «святых» мест мусульман на Северном Кавказе. Расположено у северной стены Дербента, напротив одноименных ворот Кырхляр-капы. Кырхляр представляет собой огороженный комплекс надмогильных саркофагов, высеченных из цельных каменных блоков. Саркофаги расположены в четыре ряда и ориентированы по оси запад-восток. Кладбищу приписывают чудодейственные свойства: его земля якобы спасает от сглаза и вылечивает от бесплодия. Рядом с саркофагами есть культовый объект — каменная люлька. Супружеским парам нужно вместе качнуть ее и, как здесь говорят, дети будут.

-Посещение мавзолей Тути-бике.

Одним из древних мемориальных сооружений Дербента является мавзолей дербентских ханов, воздвигнутый в 1202г. по мусульманскому летосчислению (1787- 1788гг.) ханом Кубы и Дербента Фет-Али-ханом в честь своей жены- правительницы г. Дербента Тути-Бике — мудрая легендарная правительница Дербента второй половины ХVIII в. Народная память свидетельствует, что правительница Дербента Тути-Бике в период наивысшей угрозы над городом проявила стойкость и мужество. Когда многие влиятельные вельможи оставили город на произвол судьбы, Тути-Бике на городских стенах распоряжалась действиями городского гарнизона и огнём крепостных орудий. Она своей неустрашимостью вселяла уверенность в защитников города. Во многом благодаря ее мужеству и умелому руководству город и на этот раз выстоял.

— Обед

-Свободное время

Ужин.

8 день.

— Завтрак

— трансфер в аэропорт

— отъезд домой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятьдесят два − сорок восемь =