Святые места Дербента

Дербент — это город, о котором можно говорить и писать бесконечно, потому что каждая его улочка, каждый объект имеют свою историю и заслуживают внимания. Это город, где нет понятий «свой» и «чужой». Дербент-город трех мировых религий, место, где в мире и согласии на протяжении нескольких веков проживают различных национальностей и вероисповеданий.

Кырхляр (тюрк. «сорок») — место захоронения сорока «мучеников за веру» (шахидов) во главе с Салманом бен Рабиа, одно из древнейших и почитаемых «святых» мест мусульман на Северном Кавказе. Расположено у северной стены Дербента, напротив одноименных ворот Кырхляр-капы (исторические названия — Баб ал-джихад, Баб ал-кабир), главных северных ворот города. В настоящее время находится в центре северного кладбища Дербента. Кырхляр представляет собой огороженный комплекс надмогильных саркофагов, высеченных из цельных каменных блоков. Длина наиболее крупных надгробий достигает 3,2 м., высота — 0,8 м., ширина — 0,7 м., толщина — 10-12 см. Саркофаги расположены в четыре ряда и ориентированы по оси запад-восток. Кладбищу приписывают чудодейственные свойства: его земля якобы спасает от сглаза и вылечивает от бесплодия. Рядом с саркофагами есть культовый объект — каменная люлька. Супружеским парам нужно вместе качнуть ее и, как здесь говорят, дети будут. До тех пор, пока сорок сподвижников Мухаммеда не обрели покой на кладбище за главными воротами крепости, население Дербента страдало от эпидемий и прочих несчастий. В Государственном Эрмитаже находится византийский триптих, на котором художник XI века изобразил сорок воинов, стоящих стройными рядами по десять человек. Бог и ангелы над их головами символизируют рай, в который попали мученики за веру.

 

Мавзолей Тути-бике.

Одним из древних мемориальных сооружений Дербента является мавзолей дербентских ханов, воздвигнутый в 1202г. по мусульманскому летосчислению (1787- 1788гг.) ханом Кубы и Дербента Фет-Али-ханом в честь своей жены- правительницы г. Дербента Тути-Бике. С запада к мавзолею примыкает огороженная каменной стеной группа захоронений семейства Эмир-Чубан. Ханский мавзолей как бы сконцентрировал в себе многие черты дербентской архитектуры 12-13вв., демонстрируя возможности местной традиционной архитектуры в создании обращенной вовне выразительной объемно-пространственной композиции.

Тути-Бике — мудрая легендарная правительница Дербента второй половины ХVIII в. Однажды Фатали-хан устроил состязание стрелков. В нём участвовали достойнейшие джигиты Дербента и из окрестных мест. Победителем оказался претендент в маске. Когда он снял маску, все ахнули от удивления, перед ними стояла прекрасная девушка, оказавшаяся сестрой кайтагского уцмия Эмир-Гамзы — Тути-Бике. Тути-Бике понравилась правителю города Фатали-хану и женился на ней. Шесть месяцев в году Фатали-хан жил в Кубе, 6 месяцев в Дербенте, а в его отсутствие Дербентом правила Тути-Бике. Тути-Бике — сестра кайтагского уцмия Эмир-Гамзы. По договорённости, выдав сестру за Фатали-хана, уцмий должен был стать мужем его сестры. Однако Фатали-хан, женившись сам, передумал выдавать свою сестру за Эмир-Гамзу, что послужило причиной долгой вражды между ними. Несколько раз, пользуясь отсутствием в городе Фатали-хана, Эмир-Гамза нападал на Дербент, но каждый раз Тути-Бике удавалось отражать атаки брата.

Народная память свидетельствует, что правительница Дербента Тути-Бике в период наивысшей угрозы над городом в 1774г. со стороны кайтагского уцмия Эмир-Гамзы (родного брата Тути-Бике) проявила стойкость и мужество. Девять месяцев длилась осада города. В городе закончились запасы продовольствия, начались болезни и голод. Эмир-Гамза, известив сестру о ложной смерти Фатали-хана, потребовал сдачи города. Однако она отвергла предложение брата и, переодевшись в мужскую одежду, возглавила оборону города. Когда многие влиятельные вельможи оставили город на произвол судьбы, жители Дербента увидели Тути-Бике на городских стенах среди защитников, где она распоряжалась действиями городского гарнизона и огнём крепостных орудий. О её храбрости и решительности свидетельствует тот факт, что в момент осады города она не прервала молитвы и по её завершении, выйдя во двор Джума-мечети, куда ворвался вражеский отряд, не растерявшись, ударом кинжала убила их предводителя. Изумлённые мужеством женщины враги разбежались. Она своей неустрашимостью вселяла уверенность в защитников города. Во многом благодаря ее мужеству и умелому руководству город и на этот раз выстоял.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + = 15